Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фоамиран". Направленность: художественная. Уровень: базовый.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СЕМИЦВЕТИК»
(МБДОУ «ДС «СЕМИЦВЕТИК»)

Принято
На заседании педагогического
совета
протокол № «___» от _______

Утверждено
Заведующий МБДОУ «ДС «Семицветик»
_______________Яременко Е.В.
Приказ №___ от «___»____________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ
«ФОАМИРАН»
Программа адресована детям 5-7
Срок реализации ДОП ДО – 2 года
Разработчик(и): Гамзатова Д.Р.
Воспитатель

г. Новый Уренгой
2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия фоамираном помогают сформировать у ребенка новое
мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и
умениями художественного творчества. Ребенок учится находиться в
гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и
настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, но и на создание
оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность,
представления обучающихся об окружающем мире.
Программа составлена в соответствии с возрастными возожностями и
учетом уровня развития обучающихся.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Актуальность программы
Актуальность
разнообразные
моторику

программы

способы

руки,

состоит

выполнения

способствует

в

том,

элементов

своему

что

дети,

осваивая

фоамирана,

развивая

интеллектуальному

развитию.

Фоамиран создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный
быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные
работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные
панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его
внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым
молодым видом искусства - дизайном.
Педагогическая целесообразность программы
Программа позволяет:


сформировать у дошкольников новое мышление;



способствуют развитию визуальной культуры, навыками и

умениями художественного творчества;


учить находиться в гармонии с природой, ценить и беречь

культуру прошлого и настоящего;
2



художественно преобразовывать окружающий мир.

Цель программы:
Создание

условий

для

всестороннего

интеллектуального

и

эстетического развития ребёнка в процессе овладения элементарными
приёмами нетрадиционной техники работы с фоамираном.
Задачи программы:
Обучающие:


знакомить с основными понятиями и базовыми формами

«фоамирана»;


обучать различным приёмам работы с фоамираном;



формировать умения пользоваться схемами и инструментами;



создавать композиции из форм, выполненных в технике

холодного фоамирна;


расширять

словарный

запас

и

кругозор

посредством

тематических бесед.
Развивающие:


развивать внимание, память, пространственное воображение;



развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям

пальцев, развивать глазомер;


развивать творческие способности, художественный вкус и

фантазию детей;


развивать умения и навыки использования инструментов для

фоамирана;


развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:


воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном;



воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование

материалов;


формировать коммуникативные способности;
3



формировать культуру труда и трудовые навыки, умению

экономно использовать материал.
Отличительные особенности программы.
1.

Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения,

и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
2.

Формирование

необходимых

знаний,

умений

и

навыков

происходит во время обучения.
3.

В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

4.

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и

склонности каждого учащегося для более успешного творческого развития.
Возраст обучающихся
6 – 7 лет.
Наполняемость группы
Занятия осуществляются в форме групповых занятий от 10 до 12
человек.
Наряду

с

групповой

формой

работы,

осуществляется

индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного
подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями
результативность в освоении навыков работе с фоамираном может быть
различной.
Объем программы
Общий объем программы на один год обучения составляет 37
академических часов.
Год обучения

Учебный план «Фоамиран»
В неделю
В год
1 год обучения
1
37
2 год обучения
1
37
Календарный учебный график
Образовательный процесс по программе осуществляется с 1 сентября по 31
мая в течение одного учебного года, за исключением праздничных дней.
Предлагаемый график обучения
4

Обучение проводится по понедельникам.
Распределение нагрузки
Рекомендуемая недельная нагрузка: 1 академический час в неделю.
Форма занятий
Практические занятия
Форма организации деятельности
Групповые занятия.
Методы обучения


Вербальные: инструктаж по технике безопасности в воде,

правилам поведения во время занятий, объяснение новых терминов и
понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполненных заданий,
комментарии.


Наглядные:

демонстрация

образцов

выполнения

задания,

использование иллюстраций, презентаций, буклетов, показ образцов изделий
и приемов работы.


Практические: упражнение по отработке приемов работы с

материалами и инструментами как самостоятельно, так и коллективно,
просмотр изделий.


Аналитические:

опрос,

оценка

изделий,

самоанализ

теоритической и практической деятельности, обмен опытом.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся, освоившие программу, должны
Знать:


название основных техник фоамирана, области применения;



понимать значение терминов: фоамиран, тонировка, декор,

композиция, красители, лаки, грунт; замысел, основа для фоамирана;


названия

инструментов

и

приспособлений,

области

их

использования;


основы композиции, сочетание цветов и оттенков цветового

круга;
5



свойства акриловых красок;



способы наклеивания мотивов;



особенности фоамирана на различных композициях;



отличительные черты различных стилей декорирования;



различные техники декорирования: воздействие нагрева на

фоамиран, формирование изделий скруткой, тонировка и др.


способы декорирования изделий;



принципы изготовления и декорирования игрушки.

Уметь:


пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью,

молдами, клеевым пистолетом, поролоновыми тампонами;


использовать цвет, пропорции, форму, композицию как средства

художественной выразительности в создании образа декоративного изделия;


применять различные виды декорирования;



использовать навыки работы с различными материалами и в

различных техниках;


учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным

назначением, материалом;


пользоваться трафаретами, декорировать изделия.

применять полученные знания на практике;


экономно расходовать материалы;

качественно с технологической точки зрения выполнять изделия;


сочетать элементы из фоамирана с отделкой (бусины, тычинки).

Способы определения результативности
Предметная диагностика
Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного.
Педагогическая диагностика
Анализ работ, техник, технологий создания изделий, личных бесед с
обучающимся.
6

Для принятия положительного решения об освоении программы
необходимо полное выполнение заданий; изделия должны быть выполнены
достаточно аккуратно, возможны незначительные отклонения от эскизов для
соблюдения

технологических

особенностей

материала;

соблюдена

последовательность ведения работы.
Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля
Текущий контроль: анализ работ, личных бесед с обучающимися; бесед
в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение,
выявление общего и особенного; беседы с элементами викторины;
педагогическое наблюдение. Проводится в течение всего учебного периода.
Промежуточная аттестация не предусмотрена.
Аттестация по итогам освоения программы: просмотр всех изделий.
Обсуждение

и

оценка

уровня

освоения

технологических

приемов,

изготовления изделий.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНЕИ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебный план программы
1-й год обучения
№

Содержание занятий

Количество часов
Теория

1
2.

Вводное занятие
Правила ТБ
История фоамирана

2.1. История возникновения фоамирана.

1
1

Материаловедение

с
материалами
и
3.1. Знакомство
инструментами.
фоамиран
тонированный,
фактурный,
картон
цветной. Основные их свойства и
качества.

1

с
различными
3.1. Знакомство
дополнительными
приспособлениями:
зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки,
калька, карандаш простой Основные их
свойства и качества.

1

4.

Основы композиции и цветоведения

законы
композиции,
4.1. Основные
изготовление простейших элементов

1

2

4.2. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.

1

2

4.3. Цветовой круг фоамирана.

2

4.4. Теплые и холодные цвета фоамирана.

2

5.

Техника выполнения фоамирана

5.1. Основные элементы фоамирана: плотная
работа

2

Основные элементы фоамирна: ажурные
элементы

2

5.2

всег
о

1

2.2. Посещение выставки
3.

Практика

8

5.3. Листья

2

5.4. Эскиз

2

6.

Цветочные композиции

6.1. Композиция «Осенний вальс»

2

6.2. Композиция «Розовый букет»

2

6.3. Композиция «Тюльпаны. Топиарии»

2

6.4. Композиция «Мастерская цветоделия»

2

6.5. Композиция «Дерево счастья»

2

6.6. Композиция «Фото рамка»

2

6.7. Композиция «Букет из гвоздики»

2

7.

Итоговое занятие

1

Всего

37

2-й год обучения
№
п/п

Кол-во часов
Содержание

Теория

Практи
ка

2

Вводное занятие
Правила ТБ
Фоамиран в различных изделиях.

2.1

Дизайнерские возможности

3

2.2

Фоамиран на пенопласте «Мишка».

3

2.3

Фоамиран на пластике: «Ободок»

3

2.4

Фоамиран на стекле «Ваза»

3

2.5

Панно из фоамирана

3

3

Игрушки из фоамирана.

3.1

Игрушки магниты

4

3.2

Куклы

4

3.3

Мультипликационные персонажи

4

3.4

Композиции с куклами

4

4

Участие в выставках и других
школьных мероприятиях

4

1

Всего

1

9

6

Итоговое занятие

1

Всего
2.2 Содержание программы
1-й год обучения
1.

Вводное занятие. Правило техники безопасности

2.

История фоамирана

2.1.

История возникновения фоамирана. Знакомство с историей

возникновения фоамирана. Использование этого вида искусства в жизни
человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
2.2.

Посещение выставки. Знакомство с лучшими работами учащихся

центра детского творчества и педагога.
3.

Материаловедение

3.1

Знакомство с материалами. Знакомство с материалами и

инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной.
Основные их свойства и качества. Практическая работа: выполнение простых
элементов из фоамирана.
3.2

Знакомство

с

приспособлениями. Знакомство

различными
с

различными

дополнительными
дополнительными

приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские,
проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.
4.

Основы композиции и цветоведения.

4.1

Основные

законы

композиции,

изготовление

простейших

элементов. Знакомство с основными законами композиции: расположение
элементов. Роль композиции для декоративного произведения. Практическая
работа: зарисовка композиций.

10

4.2

Основные и составные цвета. Знакомство с основными и

составными

цветами.

Дополнительные

цвета.

Практическая

работа:

зарисовка композиций.
4.3

Цветовой круг фоамирана. Знакомство с цветовым кругом.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
4.4

Теплые и холодные цвета фоамирана. Знакомство с теплыми и

холодными цветами. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой
контраст.

Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.

5.

Техника выполнения фоамирана

5.1

Основные элементы фоамирана - плотная катушка. Выполнение

основных элементов фоамирана - плотная катушка. Практическая работа:
техника выполнения плотной катушки
5.2

Основные

Выполнение

основных

элементы
элементов

фоамирана
фоамирана

-

ажурные

элементы.

ажурные

элементы.

-

Практическая работа: «Техника выполнения ажурных элементов»
5.3

Изготовление листьев Практическая работа: выполнение листьев

из листа фоамирана
5.4

Выполнение эскиза. Роль эскиза при изготовлении декоративной

композиции. Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.1. Композиция «Осенний вальс»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
5.2. Композиция «Розовый букет»
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет».
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза по предложенному образцу.
5.3.Композиция

«Тюльпаны.

Топиарии».

Анализ

композиции:

выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза
композиций «Тюльпаны. Топиарии».
11

5.4 Композиция «Мастерская цветоделия». Анализ композиции:
выявление необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза
композиции
5.5.Композиция «Дерево счастья». Анализ композиции: выявление
необходимых заготовок. Практическая работа: разработка эскиза композиции
5.6 Изготовление необходимых элементов для композиции «Фото
рамка».

Анализ

композиции:

выявление

необходимых

заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции
5.7. Изготовление необходимых элементов для композиции «Букет из
гвоздики».
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются
самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних
выставках

МБДОУ

«ДС

«Семицветик»,

в

конкурсах

декоративно-

прикладного искусства различного уровня.
2-й год обучения
1. Вводное занятие. Правила ТБ.
2. Фоамиран в различных изделиях.
2.1

Дизайнерские возможности.Практическая работа: «Закладка».

Свойства фоамирана и работа с ним. Практическая работа. Тонирование
заготовленных деталей и получение новых оттенков. Практическая работа:
«Заколка «Роза». Карандаш «Бабочка». Практическая работа: Брошь: «Мак»
2.2

Фоамиран

на

пенопласте

«Мишка».

Подготовка

основы.

Информация по специальному изготовлению. Практическая работа: Декор
изделия фоамираном. Практическая работа: Нарезка ниток. Приклеивание
ниток на изделие.
2.3

Фоамиран

на

пластике:

«Ободок».

Практическая

работа:

Обмотка пластика тесьмой. Практическая работа: Изготовление цветов и
приклеивание их на изделие.
12

2.4

Фоамиран на стекле: «Ваза». Практическая работа: Декор

изделия фоамираном. Практическая работа: Декор вазы цветами и бусинами
Коллективная работа.
2.5

Панно из фоамирана: «Цветы в вазе». Практическая работа:

Изготовление вазы из фоамирана. Практическая работа. Изготовление цветов
из фоамирана
3.

Игрушки из фоамирана.

3.1

Игрушки магниты.Магнит: «Бабочка».Магнит: «Ангел». Шар из

фоамирана на пенопласте. Ёлка из фоамирана на пенопласте
3.2

Куклы. Кукла из фоамирана на пенопласте. Кукла. Куклы

спортсмены. Все профессии важны.Куклы органайзеры.
3.3

Мультипликационные персонажи. Чиполлино. Микки Маус. Кот

Леопольд. Мыши
3.4

Композиции с куклами. Композиция репка. Композиция Красная

Шапочка. Чарли Чаплин. Ромео и Джульетта. Папа мама я крепкая семья.
Свадебный вальс
4. Участие в выставках и других мероприятиях.
5. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются
самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних
выставках

МБДОУ

«ДС

«Семицветик»,

в

конкурсах

декоративно-

прикладного искусства различного уровня. Подведение итогов работы за год.
Поощрение лучших работ. Рекомендации по самостоятельной работе. Показ
видеоматериалов различных мероприятий с участием кружковцев.

13

3.МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Методическое обеспечение программы
1. Наглядно-информационные материалы
2. Оригиналы работ, выполненных преподавателем по разным темам.
3. Библиотека учебно-методического отдела.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Реализация программы требуется оборудованное помещение (кабинет),
в котором предусмотрены наглядно-информационные материалы, хорошее
верхнее помещение.
Материально-техническое обеспечение программы из расчета на 1
группу обучающихся до 12 человек включает
№

Наименование

Ед.измерения Кол-во

1

Инструменты

1.1

Шпажки

шт.

12

1.2

Пинцеты

шт.

12

1.3

Ножницы

шт.

12

1.4

Термопистолет.

шт.

12

1.5

Утюг

шт.

1

2

Материалы

2.1

Фоамиран белого цвета

набор

12

2.2

Фоамиран синего цвета

набор

12

2.3

Фоамиран зеленого цвета

набор.

12

2.4

Фоамиран красного цвета

набор

12

2.5

Фоамиран фиолетового цвета

набор

12

2.6

Фоамиран розового цвета

набор

12

2.7

Фоамиран желтого цвета

набор

12

2.8

Цветной картон.

набор

12

2.9

Рамки для оформления работ

шт

120
14

2.10

Карандаши.

шт

12

2.11

Ластик.

шт

12

2.12

Бумага для эскизов, калька

упаковка

12

2.13

Тейплента

упаковка

12

2.14

Фольга

упаковка

12

15

4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации".
2.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы
(утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7
сентября 2010 г. № 1507-р).
3.

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
01.12.2011, регистрационный номер 19644).
4.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки
России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
5.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки
России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
6.

Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под.

ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
7.

Примерная

основная

образовательная

программа

образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
8.

Профессиональный

стандарт

педагога

/Утв.

Приказом

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. N 544н.
9.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в

части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников"
16

10.

СанПиН

2.4.2.

2821-10

"Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях".
11.

Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010.

12.

Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.

13.

Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть

1.М.: «Юный художник», 2011.
14.

Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература,

2010г.
15.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.

– Обнинск: «Титул», 2014.
16.

Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.

17.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул»,

18.

Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-

2015.
на-Дону: 2011.
19.

Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. -

«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.
20.

Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.

21.

Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.

22.

Герасимова

Е.Е

Брошь-букеты:

красота

в

деталях

-

«Феникс»,2015.
23.

Грушина

О.С.

Занимательные

поделки

из

фоамирна-

«Феникс»,2015.
24.

Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015.

25.

Чербанова Л.М. Волшебные цветы-«АСТ»,2016.

26.

Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна- «АСТ»,2015.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».