Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гончарная мастерская". Направленность: художественная. Уровень: базовый.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Семицветик»

(МБДОУ «ДС «Семицветик»)

ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
МБДОУ «ДС «Семицветик»

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
МБДОУ «ДС «Семицветик»
Яременко Е.В.

Протокол №

от «

»

2022 г.

Приказ №

от «

»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
«Гончарная мастерская»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок освоения: 37 ак. ч.
Разработчик(и):
Долгушина С.В.
воспитатель

г. Новый Уренгой
2022 г.

2022 г.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном мире керамика, обогащенная новыми технологиями,
остается одним из самых выразительных видов декоративно-прикладного
искусства и представляет собой очень действенный инструмент для
гармоничного развития личности. Так как несет в себе духовные и
эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений, а
также способствует совершенствованию таких физиологических навыков,
как моторика, согласованность движений и соблюдение пропорциональности
соотношений.
Программа ориентирована не только на формирование знаний,
умений, навыков в области художественного творчества, но и на создание
оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность,
представления обучающихся об окружающем мире.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями
и учетом уровня развития обучающихся.
Направленность программы – художественная-эстетическая.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Актуальность программы
Совокупность

теоретической

базы

и

практических

навыков

программы позволяет заложить основы для успешного развития умений,
навыков и художественных способностей обучающихся в области керамики.
Педагогическая целесообразность программы
Программа позволяет:


осваивать базовые способы формообразования и декорирования

керамических изделий, развивать общую моторику, визуальную культуру;

внимание,

развивать образное и объемно-пространственное мышление,
воображение,

память,

умение

информацию;

2

обрабатывать

и

применять



приобретать навыки проектирования и практического решения

актуальных технологических и декоративно-художественных задач.


знакомить

с

технологическим

процессом

по

созданию

керамических изделий бытового и декоративно художественного направления.
Цель программы
Развитие творческих способностей детей в процессе обучения
основам керамики
Задачи программы
Обучающие:


сформировать представления о керамике и ее особенностях;



изучить понятия «керамика», «скульптура», «пластика», «рельеф»

«объем»,

«пропорция»,

«декоративность»,
«стилизация»,

«характер

«фактура»,

«орнамент»,

предметов»,

«текстура»,

«утилитарность»,

«плоскость»,

«композиция»,
«сушка»,

«стеки»,

«предобжиговая

подготовка», «обжиг», «образ» и т.д.;


сформировать навыки работы с инструментами;



изучить особенности формообразования керамических изделий;



сформировать навыки по завершению работы в соответствии с

технологией;


получить базовые знания по технологии керамики;



получить базовые знания о сушке изделия;



изучить особенности ведения подготовки изделий к обжигу;



получить знания по проведению обжига керамических изделий;



получить базовые знания по эргономике керамических изделий;



получить базовые знания по художественному оформлению

изделий;


сформировать навыки по обеспечению техники безопасности и

культуры труда, порядка на рабочем месте.

3

Развивающие:


обеспечить гармоничное развитие личности;



развить творческие способности и фантазию;



развить образное и объемно-пространственное мышление;



развить чувство пластики;



развить навык соблюдения пропорциональности соотношений;



развить воображение, зрительную память, творческое мышление,

умение продумать итоговый результат;


развить умения по работе с материалом, ручным инструментом,

созданию текстур и фактур с помощью профессиональных инструментов;


развить навык по завершению работы и подготовки его к

последующим технологическим процессам;


обеспечить соблюдение и проведение технологических процессов

по созданию керамических изделий;


обеспечить возникновение и поддержание мотивации и интереса к

познавательной деятельности;


развить коммуникативные навыки работы в группе.

Воспитательные:


сформировать навык последовательного ведения работы от эскиза

до готового изделия;


сформировать представление об особенностях керамики, как

одного из видов декоративно-прикладного искусства;


развить эстетический и художественный вкус;



обеспечить

создание

и

поддержание

ситуации

успеха

и

значимости для каждого обучающегося.
Отличительные особенности программы
1.
Планомерная интеграция обучающихся в процесс творческого
самовыражения,

формирование

и

4

поддержание

мотивации

по

самостоятельному развитию полученных навыков, изучению новых техник и
инструментов.
Программа позволяет научиться чувствовать особенностиматериала

2.

и формы, создавать качественные изделия с соблюдением технологических
процессов.
Программа позволяет последовательно пройти весь процесс

3.

создания творческой работы от эскиза до экспонирования работы навыставке.
Возраст обучающихся
7–9 лет.
Наполняемость группы
Занятия

осуществляются

в

форме

мелкогрупповых

занятий

численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет педагогу

построить

процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Форма обучения
Очная.
Объем программы
Общий объем программы 37 академических часа, в том числе:


аудиторная учебная нагрузка: 36 академических часов;



контрольные мероприятия: 1 академический час.



технологические мероприятия: Сушка изделий, Предобжиговая

подготовка (зачистка, замывка-оправка), Обжиг (утельный и политой).
Календарный учебный график
Образовательный процесс по программе осуществляться с сентября
по май в течение одного учебного года за исключением праздничных дней и
каникул.

5

Предлагаемый график обучения
Обучение проводится по средам.
Распределение нагрузки
Рекомендуемая недельная нагрузка: 1 академический час в неделю.
Формы занятий
1.

Практические занятия.

2.

Теоретические занятия.

3.

Просмотр.

Формы организации деятельности
Мелкогрупповые занятия.
Методы обучения
1.

Вербальные: инструктаж по технике безопасности при работе с

инструментами, правилам поведения во время занятий, объяснение новых
терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения
заданий, комментарии.
2.

Наглядные:

демонстрация

образцов

выполнения

задания,

использование иллюстраций, презентаций, буклетов, показ образцов изделий
и приемов работы.
3.

Практические: упражнение по отработке приемов работы с

материалами и инструментами, просмотр изделий.
4.

Аналитические:

опрос,

оценка

теоретической и практической деятельности.

6

изделий,

самоанализ

Ожидаемые результаты
Обучающиеся, освоившие программу, должны
Знать:


особенности создания и способы изготовления керамических

изделий;


технологию

изготовления

керамических

изделий,

последовательность создания простых и сложных форм;


особенности соблюдения процессов по созданию керамических

изделий;


основы стилизации природных форм;



правила оформления изделий из керамики;



правила техники безопасности и культуры труда, порядка на

рабочем месте.
Уметь:


планировать работу по созданию керамического изделия;



разрабатывать эскизы для формования и декорирования изделий;



сочетать функцию изделия, пластику формы и образ;



конструировать по образцу или эскизу;



создавать базовые формы;



изготавливать детали и собирать цельную форму;



декорировать керамические изделия;



подготавливать изделия к обжигу;



соблюдать правила техники безопасности, правила культуры

труда, порядок на рабочем месте.
Способы определения результативности
Предметная диагностика
Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного.

7

Педагогическая диагностика
Анализ рисунков, эскизов, выкроек, техники и технологии создания
изделий, личных бесед с обучающимся.
Для принятия положительного решения об освоении программы
необходимо полное выполнение заданий; изделия должны быть выполнены
достаточно аккуратно, возможны незначительные отклонения от эскизов для
соблюдения

технологических

особенностей

материала;

соблюдена

последовательность ведения работы.
Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля
Текущий контроль: анализ рисунков, изделий, личных бесед с
обучающимися; беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на
сопоставление, сравнение,выявление общего

и особенного; беседы с

элементами викторины; педагогическое наблюдение. Проводится в течение
всего учебного периода.
Промежуточная аттестация не предусмотрена.
Аттестация по итогам освоения программы: Просмотр всех изделий.
Обсуждение

и

оценка

уровня

освоения

технологических

приемов,

изготовления изделий.
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Количество часов

п\п

1.

1.1.

Формы
контроля/
Контроль
(часов)

Теоретическ Практичес
ие
кие
занятия
занятия
(часов)
(часов)
Базовые техники. Плоские и полуобъёмные изделия. Объемные изделия
простой формы
Вводное занятие. Изучение
свойств
материалов
и
Беседа,
назначения инструментов.
1
анализ
1
Техника безопасности.
изделия
Формование и соединение
деталей изделия.
Наименование раздела и
темы

Всего
(часов)

8

Керамический значок или
подвеска. Тема «Крокодил»,
«Зайчик», «Котик»
Формование из куска (кома).
Колокольчик с движущимися
элементами. Сушка.
1.2.
Подготовка изделий к обжигу
(замывка). Обжиг. Тема «Мое
любимое животное»
Декорирование. Разработка
колористического решения.
1.3. Роспись
акриловыми
красками. Тема «Мое
любимое животное»
Формование из куска (кома).
Утилитарные керамические
изделия. Карандашница.
1.4.
Декорирование текстурами и
фактурами. Тема «Лесное
королевство»
Формование посредством
отминки в гипсовой форме.
Тарелка. Декорирование с
1.5.
использованием природных
материалов. Декорирование
ангобами. Тема «Листопад»
Формование посредством
отминки в гипсовой форме.
Тарелка.
Декорирование
1.6. ангобами
в
технике
«Сграффито».
Тема
«Времена года: Осень.
Зима. Весна. Лето»
Формование из пласта.
Технология
создания
рельефного изображения.
1.7.
Изразец. Выбор образца для
копирования. Тема
«Сказочные птицы»
Формование
из
пласта.
Плакетка. Разработка эскиза.
Декорирование
утильного
1.8.
изделия ангобами в технике
«Кистевая роспись». Тема
«Подводный мир»
Формование из куска (кома).
Авторское керамическое
1.9.
изделие. Тема «Авторская
новогодняя игрушка»
Формование из пласта
1.10. объемного и плоского
изделия. Декорирование:

Беседа,
анализ
изделия

1

1

1

Беседа,
анализ
изделия

1

Беседа,
анализ
изделия

1

Беседа,
анализ
изделия

1

1

Беседа,
анализ
изделия

1

1

Беседа,
анализ
изделия

1

1

Беседа,
анализ
изделия

1

1

Беседа,
анализ
изделия

1

1

Беседа,
анализ
изделия

1

1

0

1

9

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

создание текстуры
посредством скалки, штампов
и
непрофессиональных
инструментов. Тема
«Авторская
новогодняя
игрушка» Сушка. Подготовка
изделий к обжигу. Обжиг
Усложнение техники формования. Объемные изделия сложной формы и
композиции из нескольких изделий
Авторская
композиция.
Беседа,
Стилизация. Подбор техники
0,5
1,5
анализ
2
формования. Тема «Золотая
изделия
рыбка»
Традиционная керамическая
игрушка. Основные центры
народных промыслов.
Абашевская, Каргопольская,
Беседа,
Филимоновская и Дымковская
1
1
анализ
игрушка. Выбор народного 2
изделия
промысла
для
создания
игрушки.
Тема
«Мои
традиции. Ярмарка» Сушка.
Подготовка изделий к обжигу.
Обжиг
Декорирование
водными
Беседа,
красками, акрилом, темперой.
2
анализ
2
Тема «Мои традиции.
изделия
Ярмарка»
Формование из пласта.
Беседа,
Кружка. Тема «Мой папа
0,5
1,5
анализ
2
самый лучший»
изделия
Совершенствование навыков
Беседа,
формования объемных
анализ
2
2
изделий
из
пласта.
изделия
Декорирование ангобами
Совершенствование навыков
формования объемных
изделий из жгута. Круглая
Беседа,
или овальная ваза из жгута.
анализ
1
1
2
Совмещение декорирования и
изделия
формования. Тема «8 марта»
Сушка. Подготовка изделий к
обжигу. Обжиг
Декорирование. Тема «8
Беседа,
марта» Подготовка изделий к 2
2
анализ
обжигу. Обжиг.
изделия
Свистульки, окарины.
Особенности создания
Беседа,
изделия со звуковой камерой. 2
анализ
0,5
1,5
Свистулька. Тема «Птица
изделия
дивная»
Формование из пласта.
2
0,5
1,5
Беседа,
10

2.10.

2.11.

2.12.

2.13.

2.14.

3

Лампа-подсвечник. Ажурный
декор. Тема «Весна»
Формование из куска или
кома.
Стилизация.
Декорирование текстурами и
фактурами. Тема «Пират»
Сушка. Подготовка изделий
кобжигу. Обжиг
Гончарное
формование.
Композиция из нескольких
изделий. Чайная пара.
Кружка. Тема «Звездное
небо»
Гончарное
формование.
Композиция из нескольких
изделий.
Чайная
пара.
Тарелка.
Тема
«Звездное
небо» Сушка. Подготовка
изделий к обжигу. Обжиг
Гончарное формование. Ваза.
Тема
«Магия
полос».
Подготовка изделий к обжигу.
Обжиг
Коллективная
работа.
Декоративное панно из
изразцов. Тема «Семья».
Подготовка изделий к
обжигу.Обжиг
ВСЕГО

анализ
изделия

2

0,5

1,5

Беседа,
анализ
изделия

2

0,5

1,5

Беседа,
анализ
изделия

2

0,5

1,5

Беседа,
анализ
изделия

1,5

Беседа,
анализ
изделия

0,5

2

1

1

52

11

1

Беседа,
анализ
изделия

1

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование раздела
и темы

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

1
Раздел 1

Тема 1.1. Вводный урок. Изучение
свойств материалов и назначения
инструментов. Техника
безопасности. Формование и
соединение деталей изделия.
Керамический значок или
подвеска. Тема «Крокодил»,
«Зайчик», «Котик»

Тема 1.2. Формование из куска
(кома). Колокольчик с
движущимися элементами.
Подготовка изделий к обжигу
(замывка). Тема «Мое любимое
животное»
Тема 1.3. Декорирование.
Разработка колористического
решения. Роспись акриловыми

2
Плоские керамические изделия
Теоретическое занятие
1. Керамика
Материалы. Изучение основных свойств керамической массы (пластичность,
2.
спекаемость, усадка, цвет и др.)
Основные инструменты. Техника безопасности при работе с оборудованием,
3.
инструментами и материалами для данной возрастной категории
4. Создание простого керамического изделия
Практическое занятие
Знакомство с материалом, отработка основных навыков формования и соединения
1.
деталей изделия
2. Текстуры и фактуры на плоскости
3. Керамический значок или подвеска
Теоретическое занятие
1. Формование из куска (кома)
2. Подготовка изделий к обжигу (замывка)
Практическое занятие
1. Изготовление колокольчика с движущимися элементами
2. Сушка. Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка. Обжиг
Теоретическое занятие
Изучение цвета и оттенков, гармония цветов. Разработка колористического
1.
решения
12

Учебная
нагрузка
(часов)
3

1

1

1

1

0,5

Наименование раздела
и темы
1
красками. Тема «Мое любимое
животное»

Тема 1.4. Формование из куска
(кома). Утилитарные
керамические изделия.
Карандашница. Декорирование
текстурами и фактурами. Тема
«Лесное королевство»

Тема 1.5. Формование
посредством отминки в гипсовой
форме. Тарелка. Декорирование с
использованием природных
материалов. Декорирование
ангобами. Тема «Листопад»

Тема 1.6. Формование
посредством отминки в гипсовой
форме. Тарелка. Декорирование

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
2
2. Декорирование изделия. Роспись акриловыми красками
Практическое занятие
1. Роспись акриловыми красками
Теоретическое занятие
1. Формование из куска (кома). Утилитарные керамические изделия. Карандашница
2. Декорирование текстурами и фактурами
Практическое занятие
1. Изготовление карандашницы
2. Замывка-оправка. Декорирование текстурами и фактурами. Сушка.
Теоретическое занятие
1. Формование посредством отминки в гипсовой форме. Тарелка
2. Разработка композиционного решения размещения декоративных элементов
3. Декорирование с использованием природных материалов (листья и ветки)
4. Декорирование ангобами
Практическое занятие
Разработка композиционного решения размещения декоративных природных
1.
элементов
Изготовление тарелки. Декорирование с использованием природных материалов
2.
(листья и ветки)
3. Замывка- оправка.. Декорирование ангобами. Сушка.
Теоретическое занятие
1. Декорирование изделия ангобами в технике «Сграффито»
Практическое занятие
13

Учебная
нагрузка
(часов)
3

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5
1,5

Наименование раздела
и темы
1
ангобами в технике «Сграффито».
Тема «Времена года: Осень. Зима.
Весна. Лето»

Тема 1.7. Формование из пласта.
Технология создания рельефного
изображения. Изразец. Выбор
образца для копирования. Тема
«Сказочные птицы»

Тема 1.8. Формование из пласта.
Плакетка. Разработка эскиза.
Декорирование утильного изделия
ангобами в технике «Кистевая
роспись». Тема «Подводный мир»

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
2
1.

Изготовление тарелки

2.

Декорирование изделия ангобами в технике «Сграффито»

Теоретическое занятие
1. Формование из пласта. Инструменты
2. Технология создания рельефного изображения
3. Изразец. История возникновения и создания изразца: плоский и рельефный
4. Копирование
Практическое занятие
1. Выбор образца для копирования. Изразец
2. Изготовление изразца
Замывка- оправка. Декорирование текстурами и роспись ангобами, покрытие
3.
бесцветной глазурью. Обжиг.
Теоретическое занятие
1. Формование из пласта. Плакетка
2. Разработка эскиза
3. Разработка колористического решения
4. Декорирование утильного изделия ангобами в технике «Кистевая роспись»
Практическое занятие
1. Разработка эскиза
2. Разработка колористического решения
3. Изготовление плакетки
4. Декорирование утильного изделия ангобами в технике кистевой росписи
14

Учебная
нагрузка
(часов)
3

0,5

1,5

0,5

1,5

Наименование раздела
и темы

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

1

2

Тема 1.9. Формование из куска
(кома). Авторское керамическое
изделие. Тема «Авторская
новогодняя игрушка»

Тема 1.10. Формование из пласта
объемного и плоского изделия.
Декорирование: создание
текстуры посредством скалки,
штампов и непрофессиональных
инструментов. Тема «Авторская
новогодняя игрушка»

Раздел 2
Тема 2.1. Авторская композиция.
Стилизация. Подбор техники
формования. Тема «Золотая
рыбка»

Учебная
нагрузка
(часов)
3

Теоретическое занятие
0,5
1. Авторские керамические изделия. Разработка эскиза
Практическое занятие
1. Разработка эскиза
1,5
2. Изготовление игрушки
3. Декорирование глазурями. Обжиг.
Теоретическое занятие
1. Формование из пласта объемного и плоского изделия
0,5
Создание текстуры посредством скалки, штампов и непрофессиональных
2.
инструментов
Практическое занятие
1. Разработка эскиза
Изготовление игрушки. Создание текстуры посредством скалки, штампов и
1,5
2.
непрофессиональных инструментов на примере кружева
Сушка. Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка. Декорирование текстурами
3.
и фактурами. Декорирование ангобами. Обжиг.
Усложнение техники формования. Объемные изделия сложной формы и композиции из
нескольких изделий
Теоретическое занятие
1. Авторские керамические изделия. Создание авторской композиции
0,5
2. Стилизация
3. Подбор техники формования
1,5
Практическое занятие
15

Наименование раздела
и темы

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

1

2

Тема 2.2. Традиционная
керамическая игрушка. Основные
центры народных промыслов.
Абашевская, Каргопольская,
Филимоновская и Дымковская
игрушка. Выбор народного
промысла для создания игрушки.
Тема «Мои традиции. Ярмарка»
Тема 2.3. Декорирование водными
красками, акрилом, темперой.
Тема «Мои традиции. Ярмарка»

Тема 2.4. Формование из пласта.
Кружка. Тема «Мой папа самый
лучший»

Тема 2.5. Совершенствование

1. Разработка эскиза. Стилизация
2. Изготовление изделия в одной из изученных техник на выбор
3. Замывка Декорирование ангобами
Теоретическое занятие
1. Изучение традиционной керамической игрушки
Основные центры народных промыслов. Абашевская, Каргопольская,
2.
Филимоновская и Дымковская игрушка. Показ изделий, сравнительный анализ
Практическое занятие
1. Выбор народного промысла
Изготовление игрушки. Сушка. Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка.
2.
Обжиг
Практическое занятие
1. Декорирование водными красками акрилом, темперой
согласно традициям выбранного промысла, покрытие водоэмульсионной краской,
2.
роспись акрилом
Теоретическое занятие
1. Формование из пласта. Кружка
2. Особенности и техники создания изделия по заранее приготовленному эскизу
Практическое занятие
1. Разработка эскиза
Кружка. Роспись ангобами, покрытие бесцветной глазурью Сушка. Предобжиговая
2.
подготовка. Замывка-оправка. Обжиг.
Практическое занятие
16

Учебная
нагрузка
(часов)
3

1

1

2

0,5

1,5
2

Наименование раздела
и темы
1
навыков формования объемных
изделий из пласта. Декорирование
ангобами

Тема 2.6. Совершенствование
навыков формования объемных
изделий из жгута. Круглая или
овальная ваза из жгута.
Совмещение декорирования и
формования. Тема «8 марта»

Тема 2.7. Декорирование.
Тема «8 марта»

Тема 2.8. Свистульки, окарины.
Особенности создания изделия со
звуковой камерой. Свистулька.
Тема «Птица дивная»

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
2
1. Совершенствование навыков формования объемных изделий из пласта
2. Доработка кружки
Декорирование изделия ангобами. Роспись ангобами, покрытие бесцветной
3.
глазурью Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка. Обжиг
Теоретическое занятие
Совершенствование навыков формования объемных изделий из жгута. Круглая и
1.
овальная ваза из жгута
2. Совмещение декорирования и формования изделия
Практическое занятие
1. Разработка эскиза
Изготовление круглой или овальной вазы из жгута. Совмещение декорирования и
2.
формования.
Практическое занятие
1. Доработка изделия
Декорирование в технике фроттаж, цветными глазурями. Сушка. Предобжиговая
2.
подготовка. Замывка-оправка. Обжиг
Теоретическое занятие
1. Изучение истории создания и технологии изготовления свистульки, окарины
2. Особенности создания изделия со звуковой камерой
3. Разработка эскиза декора
Практическое занятие
1. Разработка эскиза декора
2. Изготовление свистульки
17

Учебная
нагрузка
(часов)
3

1

1

2

0,5

1,5

Наименование раздела
и темы
1

Тема 2.9. Формование из пласта.
Лампа-подсвечник. Ажурный
декор. Тема «Весна»

Тема 2.10. Формование из куска
или кома. Стилизация.
Декорирование текстурами и
фактурами. Тема «Пират»

Тема 2.11. Гончарное формование.
Композиция из нескольких
изделий. Чайная пара. Кружка.
Тема «Звездное небо»

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
2
3. Замывка. Декорирование текстурами. Фроттаж цветными глазурями
Теоретическое занятие
Формование объемных изделий из пласта. Лампа-подсвечник: конструктивные
1.
особенности
2. Декорирование с применением сквозных отверстий
Практическое занятие
1. Изготовление Лампа-подсвечник
Декорирование с применением сквозных отверстий. Покрытие белой эмалью,
2.
цветными глазурями
Теоретическое занятие
1. Создание сложносоставного изделия
2. Лепка геометрических форм
Практическое занятие
1. Разработка эскиза. Стилизация
2. Изготовление сложносоставного изделия
Декорирование текстурами и фактурами. Сушка. Предобжиговая подготовка.
3.
Замывка-оправка. Фроттаж черной глазурью. Обжиг.
Теоретическое занятие
1. Формование на гончарном станке. Техника безопасности
2. Композиция из нескольких изделий. Чайная пара
3. Гончарное формование кружка
Практическое занятие
1. Разработка эскиза декора чайной пары
18

Учебная
нагрузка
(часов)
3

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Наименование раздела
и темы

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

1

2

Тема 2.12. Гончарное формование.
Композиция из нескольких
изделий. Чайная пара. Тарелка.
Тема «Звездное небо»

2. Изготовление кружки
3. Сушка. Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка. Обжиг
4. Декорирование ангобами. Покрытие бесцветной глазурью. Обжиг.
Теоретическое занятие
1. Гончарное формование тарелки
Практическое занятие
1. Изготовление тарелки
2. Сушка. Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка. Обжиг
3.

Тема 2.13. Гончарное формование.
Ваза. Тема «Магия полос»

Тема 2.14. Коллективная работа.
Декоративное панно из изразцов.
Тема «Семья»

0,5

1,5

Декорирование ангобами. Покрытие бесцветной глазурью. Обжиг

Теоретическое занятие
1. Гончарное формование вазы
2. Техника «Сграффито» на объемном изделии с комбинацией нескольких цветов
Практическое занятие
1. Изготовление вазы. Сушка.
Декорирование ангобами в технике «Сграффито» с комбинацией нескольких
2.
цветов путем вращения на гончарном круге
3. Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка. Обжиг.
4. Покрытие бесцветной глазурью. Обжиг
Теоретическое занятие
1. Особенности коллективной художественной работы
2.

Учебная
нагрузка
(часов)
3

Изготовление декоративного панно из изразцов
19

0,5

1,5

1

Наименование раздела
и темы

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

1

2

Итоговая аттестация

Практическое занятие
1. Согласование идеи. Коллективная разработка эскиза
2. Изготовление коллективной работы
3. Сушка. Предобжиговая подготовка. Замывка-оправка. Обжиг
4. Декорирование ангобами и глазурями. Обжиг.
Просмотр изделий обучающихся

20

Учебная
нагрузка
(часов)
3

4

1

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.

Методическое обеспечение программы
1.

Образцы по декорированию керамики.

2.

Оригиналы работ, выполненных преподавателями по разным

3.

Библиотека учебно-методического отдела.

темам.
Материально-техническое обеспечение программы
Реализация программы требует наличия помещения, в котором
предусмотрено

место

для

экспонирования

образцов

и

размещения

оборудования с определенным интервалом и дистанцией от последнего.
Материально-техническое обеспечение программы из расчета на
1 группу обучающихся до 10 человек включает

№
П/П
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.

Наименование
Оборудование
Печь для обжига керамических изделий
Отстойник для очистки воды
Огневой припас: Полки для обжига 6 шт. и стойки12 шт.
Стеллаж для сушки изделий
Гончарный круг
Турнетка Shimpo
Стул-табурет для занятий
Стол для занятий
Комплект мебели (стеллаж 1 шт., столик выкатной 2 шт.,
стеллаж с ячейками для хранения образцов 1 шт.)
Инструменты
Набор кистей№ 1 – 5
Скалка 1 шт., направляющие 2 шт.
Стеки деревянные
Петли
Пульфон
Палитра художественная
Стаканчик пластиковый 300 мл
Пластиковое ведро 1 л
Контейнер пластиковый с крышкой, 300 мл
Плинт гипсовый средний 16х22 см
Плинт гипсовый малый 14х14 см
Фартук тканевый
21

Ед.
измерен
ия

Кол-во

шт.
шт.
набор
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.

1
1
1
1
6
10
10
1

набор

1

набор
набор
набор
набор
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.

5
5
3
3
1
10
10
1
14
10
10
10

№
П/П
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

3.5.
3.6.
3.7.

Наименование
Перчатки жаропрочные
Салфетка 30х50 см
Салфетка для рук
Гипсовые формы под отминку
Карандаш, ластик
Материалы
Глина красная
Глина белая
Ангобы цветные 10 цветов по 0,2 кг серии ENSP
Глазури цветные глянцевые 10 цветов по 0,6 кг серий:
1. ETSP – 18
2. GE – 308, GE – 401, GE – 406
3. EOSP – 05, EOSP – 16, EOSP – 17, EOSP – 14, EOSP –
25, EOSP – 04, EOSP – 22, EOSP – 23, EOSP – 07
Глазурь белая глянцевая PR 116
Глазурь прозрачная глянцевая PR-1430
Бумага формата А4

Ед.
измерен
ия
шт.
шт.
шт.
шт.
набор

Кол-во
2
10
10
6
10

кг
кг
набор

50
50
1

набор

1

кг
кг
упаковка

2
4
1

Спецификация материально-технического обеспечения программы
представлена в Приложении №1 к Программе.
Методическое и материально-техническое обеспечения программы
могут быть использованы для реализации других образовательных программ.
Оценочные материалы.
Оценочный лист
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
освоена на базовом уровне, если обучающийся:
 ознакомился с особенностями создания изделий ремесленной и
художественной керамики;
 узнал основы рисования с натуры, по памяти; основы стилизации
природных форм;
 овладел технологией изготовления керамики, последовательностью
создания керамических изделий;
 овладел технологией декорирования керамики;
 научился ориентироваться в разновидностях классической керамики и
технологии изготовления изделий;
 научился разрабатывать эскизы для формования и декорирования
изделий;
 научился формовать изделия по образцу, по эскизу;
 научился изготавливать детали и собирать цельную форму.
22

4.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Основная литература
1.

Г. Буффье. Руководство лепного искусства. Изд-во «Эксмо»,

2015–128 с.
2.

Детская энциклопедия «Животные». М.; Росмэн, 2014–48 с.

3.

Детская энциклопедия «Насекомые» М.; Росмэн, 2012–48 с.

4.

Дурасов. Г.П. В гостях у бабушки Ульяны. Изд-во «Серафим и

Софья», 2014–192 с.
5.

Лельчук А.М. Игры с глиной. Творческие занятия с детьми от 3 до

7 лет. Изд-во «Национальное образование», 2015–96 с.
6.

Мэрилин Скотт. Керамика. Энциклопедия. Изд-во «Арт-Родник»,

2012–192 с.
7.

Некрасова-Каратеева О.Л. Учимся лепить. Книжка-помощница. –

2-е издю.,испр. Изд-во «Нестор-История», 2012. – 236с.
8.

Пантилеева А. И. Иллюстрированная энциклопедия «Самые

красивые птицы». Изд-во «Белый город», 2012–104 с.
9.

Поверин А.И. Алгебра гармонии. Изд-во «Издательство Академии

акварели и изящных искусства», 2015–256 с.
10. Поверин А.И. Энциклопедия. Гончарное дело. Техника, приёмы,
изделия. М.: АСТ-Пресс Книга, 2015–160 с.
11. Скульптура. Энциклопедия. Изд-во «Арт-Родник», 2012–192 с.
12. Холмогорова О.В. Культура древней Греции для детей 10-13 лет.
Изд-во «Теревинф», 2013–272 с.
Литература рекомендуемая к ознакомлению
1.

Бурдейный М.А. Искусство керамики. Изд-во «Проф-Издат», 2009

– 112 с.
2.

Горб. А.Д, Рыжков. А. Г, Рыжова. И. П. Гончарство Оятского

Края. Промыслы и ремесла Ленинградской области. С.-П., 2011. – 500 с.
23

Интернет-ресурсы
1.

Belov-Art Студия [Электронный ресурс] – Режим доступа:

www.belov-artstudio.ru , свободный.
2.

Ceramic Arts Daily [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://ceramicartsnetwork.org/ , свободный.
3.

Maari Handmade Raku Ceramics [Электронный ресурс] – Режим

доступа: www.maari.fi , свободный.
4.

Библиоклуб.ру

[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

http://biblioclub.ru , свободный.
5.

ГМИИ им. А.С. Пушкина [Электронный ресурс] – Режим доступа:

www.arts-museum.ru/collections/index.php , свободный.
6.

Композиция

[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

www.coposic.ru , свободный.
7.

Русский

музей

[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

www.rusmuseum.ru , свободный.
8.

Скопинская художественная керамика [Электронный ресурс] –

Режим доступа: www.skopin.ru , свободный.
9.

Союз педагогов-художников [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://art-teachers.ru/ , свободный.
10. Художественная керамик – форум сайта «КерамикАрт.Ру»
[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

http://forum.ceramicart.ru

,

свободный.
11. Художественная керамика [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://hudojestvennayakeramika.ru/ , свободный.
12. Художникам.ру

[Электронный

ресурс]

–

Режим

доступа:

https://hudozhnikam.ru/ , свободный.
13. Электронная библиотека Modernlib.ru [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.modernlib.ru/genres/children/name_let225.html.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».