Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик» СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «ДС «Семицветик» На педагогическом совете ___________________________ ЯРЕМЕНКО Е.В. от «____» __________ 2022г. Приказ от «____» ___________ 2022г. № _____ Протокол № ___ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТР ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ» на 2022-2023г. Пелымских М.А. г. Новый Уренгой 2022г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Данный вид рисования – один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления обучающихся об окружающем мире. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития обучающихся. Направленность программы – художественная. Уровень освоения программы – общекультурный. Актуальность программы Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости, она направлена на всестороннее развитие личности, художественного и технического воспитания обучающихся средствами изобразительного искусства, в частности, с овладением техникой «песочной анимации» и освоением современных компьютерных программ. Педагогическая целесообразность программы Программа позволяет: развивать образное и объемно-пространственное мышление, внимание, воображение, память, умение обрабатывать и применять информацию; развивать у детей творческий и исследовательский характер; развивать пространственные представления; познать свойства различных материалов; овладение разнообразными способами практических действий. Цель программы Развитие творческих способностей детей посредством освоения технологии песочной анимации. Задачи программы Образовательные: обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка. формировать сенсорные способности, ориентировку в пространстве, аналитическое восприятие изображаемого предмета. продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); Развивающие: обеспечить гармоничное развитие личности; развить творческие способности и фантазию; развить образное и объемно-пространственное мышление; развить воображение, зрительную память, творческое мышление, умение продумать итоговый результат; обеспечить возникновение и поддержание мотивации и интереса к познавательной деятельности; развить коммуникативные навыки работы в группе. Воспитательные: сформировать навык последовательного ведения работы от эскиза до готового изделия; сформировать представление об особенностях песка; развить эстетический и художественный вкус; обеспечить создание и поддержание ситуации успеха и значимости для каждого обучающегося. Отличительные особенности программы Для формирования интереса детей к занятиям используются нетрадиционные изобразительные средства: песок, камушки, ракушки, массажные мячики, шишки, стеклянные шарики, светящиеся элементы. Возраст обучающихся: 5–7 лет. Наполняемость группы Занятия осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Форма обучения: очная. Объем программы: общий объем программы 34 часа. Длительность одного занятия 25 минут. Календарный учебный график Образовательный процесс по программе осуществляться с сентября по май в течение одного учебного года за исключением праздничных дней и каникул. Срок Количество Режим Объем реализации учебных занятий программы программы недель С 1 сентября 34 недели 1 раз по 31 мая неделю Предлагаемый график обучения Обучение проводится по четвергам. в 34 часа Кол-во групп 1 минигруппа Распределение нагрузки Рекомендуемая недельная нагрузка: 1 занятие в неделю. Формы занятий: 1. Практические занятия. 2. Теоретические занятия. 3. Просмотр. Формы организации деятельности: занятия в минигруппах. Методы обучения 1. Вербальные: инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами, правилам поведения во время занятий, объяснение новых терминов и понятий; обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарии. 2. Наглядные: использование демонстрация иллюстраций, образцов презентаций, выполнения буклетов, показ задания, образцов рисунков и приемов работы. 3. Практические: упражнение по отработке приемов работы с песком, просмотр рисунков. 4. Аналитические: опрос, оценка рисунка, самоанализ теоретической и практической деятельности. Ожидаемые результаты Обучающиеся, освоившие программу, должны знать: правила техники безопасности, требования к организации рабочего места; историю появления песочной анимации, творчество мастеров, работающих в этой технике; краткую историю мультипликации; особенности создания статичной картинки в технике песочной анимации; основные принципы перехода динамичной картинки «перфоманс» в песочной анимации; создавать статичную картинку из сыпучего материала на подсвеченном столе; создавать динамическую картинку из сыпучего материала на подсвеченном столе; применять приемы перемещения и трансформации в песочной анимации; создать иллюстрацию по тексту стихотворения, сказки, рассказа. Уметь: логически мыслить, анализировать и сравнивать; выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач; достигают определенного уровня развития пространственного воображения, мелкой моторики рук; формулировать для себя цели и задачи в творческой деятельности; действовать в соответствии с правилами выполнения работы, применять образец, определяют характер своей работы, планируют свою деятельность, прослушав задание; пользуются речью как средством общения со сверстниками, способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение; имеют устойчивый интерес к нестандартной деятельности; уверены в себе, спокойны и доброжелательны в общении. Способы определения результативности Предметная диагностика Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Педагогическая диагностика Анализ рисунков, личных бесед с обучающимся. Для принятия положительного решения об освоении программы необходимо полное выполнение заданий; рисунки должны быть выполнены достаточно аккуратно; соблюдена последовательность ведения работы. Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля Текущий контроль: анализ рисунков, личных бесед с обучающимися; беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного; беседы с элементами викторины; педагогическое наблюдение. Проводится в течение всего учебного периода. Промежуточная аттестация не предусмотрена. Аттестация по итогам освоения программы: Итогом реализации дополнительной образовательной программы является создание индивидуального анимационного фильма из песка. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № Наименование тем Количество часов Всего часов 1 Моя малая Родина 11ч. Формы Теоретические Практические контроля/ занятия занятия Контроль (часов) (часов) (часов) 3 8 Беседа, рисунки 2 Путешествие на 12ч. 5 7 крайний север 3 Ямал – наш общий Беседа, рисунки 11ч. 4 7 дом Беседа, рисунки Всего 34ч. 12 22 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Наименование раздела Моя малая Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа Родина 1. Здравствуй детский сад! Учебная нагрузка (часов) 1 (Великолепные линии, 2. Осень – солнечные дни! 1 интересные фигуры) 3. За грибами мы пойдем… 1 4. Лесные жители Ямала 1 5. Моя малая Родина 1 6. Я живу на севере 1 7. Мы идем в поход (Уральские горы) 1 8. Великая река Обь 1 9. В гости к жителям севера 1 10. Быт народов севера 1 11. Одежда народов севера 1 Путешествие крайний на 1. Игры и игрушки детей народов севера север 2. Зима на севере (Сюжетное рисование) 1 3. Зимние забавы 1 4. Как рисует Дед Мороз? 1 5. Встречаем Новый год 1 6. Путешествие на крайний север 1 7. Световой день на севере 1 8. Безопасность на Ямале 1 9. Пойдем, поедем, поскачем 1 10. Северный характер 1 11. Финансовый мир севера 1 12. Кухня народов севера 1 Ямал – наш общий дом 1. Весеннее преображение 1 (Опыты и 2. День оленевода 1 эксперименты с 3. Творчество народов севера 1 песком) 4. «Ворнга-хатл» вороний день 1 5. На земле и под землей 1 6. Такой далекий космос 1 7. Ямал – наш общий дом 1 8. Вперед ледоход! 1 9. Ямал в военные годы 1 10. Лето на севере 1 11. Итоговое занятие 1 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечение программы 1. Образцы рисунков на песке. 2. Оригиналы работ, выполненных педагогом по разным темам. 3. Библиотека учебно-методического отдела. Материально-техническое обеспечение программы: световой стол, стулья, демонстрационный стол, демонстрационный экран, видео проектор, штатив, песок, наборы плоскостных сюжетных и предметных картинок, наборы цветного песка, картон, листы для ламинирования, набор различных предметов с различной поверхностью, демонстрационные игрушки, фигурки животных. 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ 1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2017. – 80 с. 2. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М.: Инт, 2010. – 90 с. 3. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии; СПб.: «Речь», 2005. 4. Зубкова Е.В., Бехтерева Е.Н., Пичугина И.И., Шакаева Е.В. Б555 Интерактивная обучающая система «Умный стол - Играй и развивайся»: методическое пособие / Е.В. Зубкова, Е.Н. Бехтерева, И.И. Пичугина, А.В. Шакаева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. Пичугина И.И. Интерактивная песочница: методическое пособие / И.И. Пичугина –, 2016. – 32 с. 5. Никитина О.Н. Создание развивающей образовательной среды для старших дошкольников и младших школьников средствами Sand-Art терапии // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19 – 20 мая 2017г., Санкт- Петербург / отв. Ред. В.М. Голянич, О.В. Ходаковская. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2017. – С. 86 – 94 6. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2017. – 64 с. 7. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике "Sand-Art" для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: АРКТИ,2017. – 112 с.