Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебные краски ЭБРУ". Направленность: художественная. Уровень: базовый.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в
этом

возрасте

каждый

ребёнок

представляет

собой

маленького

исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый
и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,
тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его
потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему
одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском
саду является изобразительная деятельность, создающая условия для
вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создается
что-то красивое, необычное. Все дети любят рисовать, но зачастую ребенку
недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы
выразить свои фантазии. Таким образом, на современном этапе актуальным
для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и
средств творческого обучения/развития детей, основанных на личностноориентированном

и

деятельностном

подходах

и

учитывающие

индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и
интересы

детей.

Проанализировав

авторские

разработки,

различные

материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на
современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками,
мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов
изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития
творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой
активности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной
деятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и
воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. Это
дает

толчок

развитию

воображения,

творчества,

проявлению

самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Дополнительная общеразвивающая программа “Волшебные краски
Эбру” является программой художественно-эстетической направленности.

Программа разработана в соответствии с требованиями

к программам

дополнительного образования детей. Содержание программы направлено на
развитие творческих способностей, развитие мотивации личности ребенка к
познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Актуальность программы
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и
технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет
интерес к творчеству.
Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих
способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов
изобразительных материалов, техник недостаточно для современных детей,
так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал
намного выше.
В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в
детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к
творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических
навыков в рисовании;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире.
Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных
техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта,
воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно.
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей среднего и
старшего дошкольного возраста посредством использование нетрадиционной
техники рисования на воде «Эбру».
Задачи программы:

Обучающие


Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на

воде «Эбру»;


Познакомить с различными художественными материалами в

технике Эбру;


Овладение различными техническими навыками при работе с

красками Эбру;
Обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок,



ритма, симметрии.
Развивающие


Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение

рисовать нетрадиционными техниками;
Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать



прекрасное;


Развивать воображение, фантазию;



Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;



Развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитывающие


Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность.



Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;



Воспитание аккуратности.

Отличительная особенность программы
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное
освоение детьми навыков рисования в нетрадиционной технике “Эбру”.
Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества
детей с педагогом.
Возраст обучающихся
5-7 лет.
Наполняемость группы

Занятия

осуществляются

в

форме

мелкогрупповых

занятий

численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет педагогу построитьб
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Форма обучения
Очная.
Объем программы
Общий объем программы составляет 36 академических часов. Срок
реализации - 1 год.
Календарный учебный график
Образовательный процесс по программе осуществляется с сентября по
май в течение одного учебного года, за исключением праздничных дней.
Предлагаемый график обучения
Обучение проводится по вторникам.
Распределение нагрузки
Рекомендуемая недельная нагрузка: 1 академический час в неделю.
Формы занятий
Практические занятия
Формы организации деятельности
Мелкогрупповые занятия
Методы обучения
наглядные:


информационно

-

коммуникативные

технологии

(ИКТ)

-

используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов,
слайд - программ, презентаций видеоряда;


наблюдение - используется для первичного знакомства с

объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления
реального с изображаемым;



показ способов и действий изображения, последовательности

выполнения рисунка - направлены на приобретение детьми умений
изображения и способов построения композиции;
словесные:


слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование

речевых умений, художественно - эстетическое развитие и более глубокое
восприятие детьми определенной темы;


прослушивание музыкальных произведений - направлен на

художественно-эстетическое развитие;


беседы по представлению - направлены на решение проблемных

ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний;


исследование

предметов,

материалов,

явлений,

способов

изображения;
практические:


экспериментирование - направлено на помощь ребенку в

приобретении новых способов изображения знакомых предметов;


моделирование - направлено на изменение формы изображаемых

предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;


сотрудничества и сотворчества - направлен на активное

взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:


пальчиковая гимнастика

- способствует развитию мелкой

моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.
Ожидаемые результаты освоения программы:


позитивные изменения в психологическом состоянии детей;



развитие

ручными

моторных

многообразными

способностей
операциями,

детей,

через

влияющими

овладение
на

их

психофизиологические функции;


освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий,

тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;


свобода творческого самопроявления;



умение

работать

со

своими

переживаниями

(анализ,

отреагирование, принятие и т.д.);


раскрытие внутренних ресурсов ребенка;



стремление к самопознанию и самовыражению;



снижение эмоциональной тревожности;



повышение самооценки;  развитие коммуникативных навыков.

Обучающиеся, освоившие программу, должны
Знать:


основные и дополнительные цвета;



цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); 8




понятие симметрии;
свойства красок и графических материалов.

Уметь:


выбирать формат и расположение листа в зависимости от

задуманной композиции;


смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;


грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и

недостатки;


умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее

место;


контрасты цвета;



строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг,

квадрат, прямоугольник);


соблюдать последовательность в работе;



использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,

цвет).
Организация и проверки ожидаемых результатов реализуется
через:



беседу;



устный опрос;



кружковую работу,



индивидуальную работу,



выставки детских работ,



праздники, развлечения, инсценировки. Эмоциональный фон для

творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в
нашей жизни.
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах
этого

древнего

искусства,

научатся

обращаться

с

основными

художественными материалами и инструментами.
Способы определения результативности освоения программы
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три
вида результатов:


текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах

обучающихся);


промежуточные

(проверяется

уровень

освоения

детьми

программы за полугодие);


итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по

освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса
обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
o

через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по

отдельным темам пройденного материала);
o

через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Планируе
мая дата
2неделя
№1
3неделя
№2
4неделя
№3

Тема образовательной
деятельности

Кол-во
часов

Количеств
о занятий

В том числе
практическ
их

«Вводное занятие»
(знакомство с красками
и инструментами)
«Волшебные брызги»

20

1

1

20

1

1

20

1

1

20

1

1

1ч20мин

4

4

20

1

1

20

1

1

20

1

1

20

1

1

1ч.20мин

4

4

20

1

1

20

1

1

20

1

1

20

1

1

1ч.20мин.

4

4

20

1

1

20

1

1

20

1

1

«Осень золотая»

5неделя
№4
Итого

«Листопад»

1неделя
№5
2неделя
№6
3неделя
№7
4неделя
№8
Итого
1неделя
№
2 неделя
№9
3 неделя
№10
4 неделя
№11

«Осенние листочки »

Итого
1неделя
№12
2 неделя
№13
3 неделя

«В тёплые края»
«Ежик»
«Перо Жар Птицы»
«Фантазеры»
«Грустный дождик»
«Гроздь калины»
«Мы фантазируем»
(свободное рисование)

. «Здравствуй, гостья
Зима»
«Морозный узор на
окне»
«Новогодняя елка»

№14
4 неделя
№15
5 неделя
№16
Итого
2 неделя
№17
3 неделя
№18
4 неделя
№19
Итого
1неделя
№20
2 неделя
№21
3 неделя
№22
4 неделя
№23
Итого
1неделя
№24
2неделя
№25
3 неделя
№26
4 неделя
№27
5 неделя
№28
Итого
1неделя
№29
2неделя
№30
3неделя
№31
4неделя
№32
Итого

«Снежинки»

20

1

1

20

1

1

1ч40мин

5

5

20

1

1

20

1

1

20

1

1

1ч

3

3

20

1

1

20

1

1

20

1

1

20

1

1

1ч20мин

4

4

20

1

1

20

1

1

20

1

1

20

1

1

20

1

1

5

5

«Звездное небо»

1ч40мин
20

1

1

«Космос»

20

1

1

«Ракета»

20

1

1

«Одуванчик»

20

1

1

1ч.20мин

4

4

«Новогодний
переполох» (свободное
рисование)
«Ангел»
«Снеговики»
«Зимняя сказка»
(свободное рисование)
«Сердечки»
«Кораблик»
«Подарок папе»
Свободное рисование
«Подарок для мамы
«Тюльпан»
«Фиалка»
«Ромашка»
«Загадки весны»
(свободное рисование)

1неделя
№33
2неделя
№34
3неделя
№35
4неделя
№36

«Звезда героя»
«Волшебный цветок»
«Бабочка»
.Итоговое занятие
«Летнее настроение»
(свободное рисование)

Итого
Тестовые

материалы

для

20

1

1

20

1

1

20

1

1

20

1

1

1ч20мин
итогового

4
4
контрольного опроса

обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала:
1.

Как называются основные инструменты, необходимые для эбру?

2.

Как правильно приготовить раствор для занятий эбру?

3.

Техника безопасности при работе с инструментами

4.

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных

частей)?
5.

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

6.

Как правильно хранить краски и раствор для эбру?

7.

С чего нужно начинать работу

8.

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

9.

Какие цвета относятся к холодной гамме?

10.

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом

листа?
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся
во время итоговых просмотров по окончании учебного года
№

1

Фамилия имя
ребенка

Активность и
самостоятельно
сть в рисовании

Уровень
формирован
ия мелкой
моторики

Умение
находить
новые
способы
изображени
я,
передавать
в работах
свои
чувства

Оценка по
10-бальной
системе

2

Формы подведения итогов
Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности
обучения предусмотрены следующие мероприятия:


Систематические выставки в детском саду



Участие воспитанников в творческих конкурсах различного

уровня.
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКООЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа

обеспечена

разнообразными

видами

методической

продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественнотворческих игр, адаптированных для младшего и среднего школьного
возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо
по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа
вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо
создать такие условия для проведения образовательного процесса, при
которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с
процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту
детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить
творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности
каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью
одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому
так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает
педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к
сложному;

освоить

материал

в

соответствии

с

индивидуальными

возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь
каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером,

темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп
работы.
Также используются практические задания, выполнение которых
предполагает организацию коллективной работы детей.
Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка»
детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого
результата. Таким образом, теоретические занятия проходят в игровой
форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях, тематических поездках.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса
организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В
частности - методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения
учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия,
задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.
Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала,
иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции
работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству,
изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические
материалы,

методические

таблицы

и

пособия.

Это

создает

благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и
появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа
очень важен, т.к. учит детей технике обращения с художественными
материалами. Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными
инструментами (кисть, шило, гребень, палитра, и др.). При этом используется
для показа лоток с раствором, приготовленный для педагога. Таким образом
педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым
заданием.

Дети

после

объяснения

приступают

к

работе.

Практическая

деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно
провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. Чтобы
дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение
успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях
программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических
приёмов с игровыми заданиями.
Например, любая работа в технике эбру может послужить фоном для
следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация
дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых
приёмов. Например, неудачный этюд не выбрасывается. Он может послужить
фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать
различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается
настолько удачной, что из рисунка- «золушки» рождается сказочной красоты
«шедевр».

Такая
настрой,

«подзарядка»

рождает

в

стимулирует

каждом

обучающегося

уверенность

в

на

своих

творческий

потенциальных

возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет
проходить легко, вызывая активный интерес каждого воспитанника,
независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь
художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее
способных к изобразительной деятельности детей.
Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, презентации, наглядные пособия,
демонстрационные

карточки,

образцы

выполненных

заданий

и

др.)

используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,
воображения и проверочных занятий.
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во
многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими
детскими работами.
Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим
светом) и оборудована необходимой мебелью.
В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для
чистой и слива грязной воды.
В учебном помещении необходимо иметь специальный методический
фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства
обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер.
Приемы рисования по воде


Разбрызгивание краски с помощью веерной кисти



Растягивание краски шилом(шпажками)



Закручивание



Работа с гребнем



Отпечатывания рисунка на бумаге, декупаже.

Необходимые материалы для рисования на воде:
Краски, полностью натуральные, состоят из цветных

1

пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень
похожи на обычную подкрашенную воду
Плоский поддон, в котором вы будете создавать

2

композиции на воде
3

Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки

4

Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного
конца предмет, например, деревянная шпажка или
бамбуковая палочка

5

Гребешок

6

Специальный загуститель для воды (экстракт растения
Гевен или красные водоросли.)

7

Экран для проектора

8

бумага «Эбру»

9

кисти (желательно веерные, которые изготовлены из
ветки розового дерева и конского волоса)

10

палитра для смешивания красок

11

Картотека музыкальных композиций
4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ
4.1 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и

развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.
2.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб.пособие для

студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.

Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном

3.

образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. –
М. Академия, 2013.
Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст]

4.

//

Инновационные

педагогические

технологии:

материалы

IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.
Цквитария

5.

Т.А.,

Нетрадиционные

техники

рисования.

Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.
4.2 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ebru-art.ru/
2. Блог Алексея Пелевина [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://aleksey-pelevin.blogspot.com/2015/04/blog-post_27.html
3.

Методическая

разработка

Светланы

Барышевой:

«Развитие

творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у
воспитанников старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] –
Режим

доступа:

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-

razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-posredstvom-netradicionyh-tehnik-risovanija-uvospitanikov.html
4. Рисование на воде эбру. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей.
Мастер – класс «Под дождем» по рисованию красками эбру с элементами
аппликации с пошаговым фото. Власова Ирина Тимофеевна [Электронный
ресурс]

–

Режим

доступа:

https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-timofevna-

vlasova/master-klas-pod-dozhdem-po-risovaniyu-kraskami-yebru-s-yelementamiaplikaci-s-poshagovym-foto.html
5. Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с
нарушениями развития. Виктория Евдокимова. [Электронный ресурс] –
Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/155/9577.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».